Миссия

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.

Шедевры русского музыкального театра XIX—XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, в том числе XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Новейшая история Большого театра знает уже немало сочинений, созданных специально по его заказу: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты — Misericordes (постановка Кристофера Уилдона), «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова (постановка Алексея Ратманского), танцпьеса «А дальше — тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.

Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи (так, создана специальная Молодежная оперная программа, призванная совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены). Труппа Большого постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать плоды своей деятельности вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать «сторонних« звезд участвовать в собственном творческом процессе — еще одно важное направление деятельности театра.

Театр декларирует доступность своих спектаклей для каждого гражданина России — двадцать процентов билетов реализуется по низкой цене (до двухсот рублей). Кроме того, действует программа «Большой — студентам»: учащиеся дневных отделений вузов могут приобрести входной билет стоимостью сто рублей. На каждый спектакль Исторической сцены для студентов выделяется восемьдесят четыре билета, на каждый спектакль Новой сцены — тридцать.

Театр представляет собой живой организм, находящийся в постоянном поиске новых творческих идей. Он способствует формированию новых эстетических приоритетов в оперном и балетном искусстве, особенно в области русского репертуара. Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом — одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.

Современный, конкурентоспособный театр должен опережать вкусы публики, вводя отечественного зрителя в мировой музыкально-театральный контекст.

Зарубежным зрителям, специально приезжающим в Москву для того, чтобы посетить спектакли театра, и посещающим гастрольные представления за рубежом, Большой предлагает широкий спектр русского классического наследия, формируя новые представления о развитии музыкально-театрального искусства в России.

Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.

Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них — его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.